Press "Enter" to skip to content

Активная безопасность автомобиля: Часть 4.

Активная безопасность автомобиля: МИФ О ПОЛНОМ ПРИВОДЕ.

 

Доброго времени суток, друзья! В предыдущих публикациях (Активная безопасность автомобиля: Часть 1, Часть 2, Часть 3) мы рассмотрели конструктивные и ездовые свойства автомобилей с различными типами привода, включая разгон, торможение, поворот, движение с пробуксовкой колес и проходимость.

Сделанные выводы не совсем вписываются в представление о том, что задний привод – вчерашний день, передний – сегодняшний, а полный привод – круче всех, вместе взятых. Одним словом мы имеем миф о безопасности полного привода, так же как и миф о преимущества переднего привода над задним приводом.

Давайте попробуем разобраться откуда же появился этот миф. 

  Факторы, повлиявшие на происхождение мифа.

Немного заглянем в историю. Все мы знаем качество отечественных автомобилей и наших дорог. Конечно же, среди ВАЗовских моделей «восьмерки» и «девятки» выглядели предпочтительнее чем «копейки» или «шестерки».

ВАЗ 2101
ВАЗ 2101

ВАЗ 2109
ВАЗ 2109

А в вопросах рыбалки, дачи или похода – понятно, что «зубило» выедет само оттуда, откуда «классику» придется тянуть. Таким образом, в сознании советского и постсоветского водителя восьмерка-девятка по большинству параметров лучше шестерки-копейки. А поскольку восьмерка переднеприводная, а шестерка заднеприводная, возникло мнение, что передний привод по всем статьям лучше заднего.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС: от заднего привода к переднему

Потом и зарубежные производители почти все отказались от заднего привода и стали дружно переходить на передний, тем самым популяризируя ошибочное мнение, что задний привод – анахронизм, а передний – достижение прогресса. На самом же  деле причиной перехода на передний привод стала совсем другая тема: более дешевое производство автомобиля.

На рыбалку и охоту – на полном приводе.

Примерно оттуда же появилось и мнение про полный привод. Ведь на рыбалке Нива или УАЗик вязли там, до куда ни «восьмерка», ни «девятка» доехать не могли… Так и по сей день эти отечественные модели способны заехать так же далеко, а порой и дальше, чем настоящие зубры леса и грязи от мировых производителей.

NIVA

НИВА

УАЗ
УАЗик

 Победы в ралли полного привода.

Еще одна причина народной любви к полноприводным автомобилям – пропаганда и реклама производителей.

ауди кватро ралли
Ралли Ауди

Например Audi Quattro: победы в  чемпионатах мира по ралли (World Rally Championship, WRC) Вальтером Рерлем в 1984-1985 гг.  

Это стало классным поводом для пиара гражданских автомобилей Audi. Так зачем же производители так активно рекламируют автомобили с полным приводом? При прочих равных условиях полный привод дороже монопривода как при продаже, так и в обслуживании. Ну и конечно же это супер повод, чтобы отличаться от ближайших конкурентов.

Subaru Impreza WRX STIА — легенда? Да, легенда о лучшей в мире системе полного привода Subaru. А откуда взялась легенда? Так опять же из ралли и от Subaru Impreza WRX STI. С начала 90-х Subaru стали участвовать в ралли, в 1995 году выиграли на Subaru Impreza и чемпионат мира WRC, и кубок конструкторов, а в два последующих года – кубок конструкторов в WRC.

Subaru Impreza WRX STI
Subaru Impreza WRX STI

A гражданская версия Impreza STI появилась как раз в 1994 году, которая до сих пор позиционируется как классический автомобиль для ралли (наряду с Mitsubishi Lancer Evolution). Японцы вложились в промышленный тюнинг дорожной Subaru Impreza, и получилась такая настоящая раллийная зажигалка: купил, сел и поехал на трек. Но тут-то и скрыт главный маркетинговый ход. «Стика» — не раллийный автомобиль, а улучшенная и доработанная версия дорожной Impreza.

А теперь посмотрите сколько стоит нормальный раллийный автомобиль. Плюс-минус 500 тыс долларов. А сколько стоит Импреза в салонах у дилеров? Есть разница? Получается в гонках играет совсем не та машина, которая с конвейера сошла. И на всякий случай: раллийную Subaru для WRC готовит английская тюнинговая компания Prodrive (www.prodrive.com). Но это совсем неважно, важен ассоциативный ряд в сознании потребителя! 

Если сначала полный привод был атрибутом внедорожников и ассоциировался с проходимостью на бездорожье, то с недавних пор он перекочевал на седаны – как раз благодаря победам в ралли и правильно спланированному пиару. А сегодня полным приводом на седане уже никого не удивишь.

Какова же реальность? 

Большинство спортивных гоночных автомобилей для асфальта в т.ч. Формула 1, супер-кары производятся с задним приводом. Причина понятна– лучшая управляемость на асфальте. 

Формула 1
Автомобили Формула

Японские автомобили производят автомобили для широкого потребления. Большинство седанов с передним приводом, но как только в линейке появляются спорт-кары, то сразу же идет переход на задний привод.

А теперь давайте взглянем на люксовые автомобили. Все они на заднем приводе. И тут работает уже немного другая причина. Задний привод обеспечивает отличный комфорт в первую очередь для пассажира, на заднем сиденье. 

Ролс-Ройс
Люксовые автомобили

  Вывод простой: чем выше статус, тем меньше момента на передних колесах. Высокий комфорт заднего привода объясняется просто: меньше железа впереди, не такое жесткое соединение, как у переднего или полного привода. Соответственно меньше вибрации передается на кузов. Руль не вырывается из рук при активном ускорении в силу отсутствия крутящего момента на передних колесах. 

Жаль, но уже и легендарные спорт-кары начинают получать полный привод вместо заднего.

Бугатти
Дорогущий спорт-кар

 Есть, правда, дорогущие спортивные машины, которые принципиально всегда были и, похоже, будут с полным приводом. Но это отдельная история и просто объясняется. Мы уже выясняли, что полный привод разгоняется быстрее моноприводов при пробуксовке шин, которая возникает либо на скользкой дороге на обычных машинах, либо на супермощных машинах даже на асфальте. При мощностях от 500, не говоря уже про 700 и даже 1000 лошадиных сил полный привод здорово помогает тронуться с места.

Опять же, это выбор производителя.  Кто-то из производителей за управляемость и точность в поворотах делает задний привод, а кто-то — за эффективный разгон на прямой наделяет автомобили полным приводом.

Передний привод. Просто и со вкусом.

С полным и задним приводами вроде разобрались. Полный – для бездорожья и ралли, а задний – для спортивной или комфортной езды по качественной асфальтовой дороге. А передний привод тогда для чего? А ни для чего! По остаточному принципу – когда нет задачи сделать действительно хороший для конкретных условий автомобиль, производители экономят и делают авто с передним приводом.

А если отбросить эмоции в сторону, то передний привод – простой и экономичный вариант автомобиля как с точки зрения производства, так и с точки зрения повседневной эксплуатации. Это как раз тот самый стереотип 80-х, что «девятка» лучше «классики», который  прекрасно соответствует действительности. Да и зимой на нем проще – разгоняешься и не паришься, что зад вихляется по сторонам.

Еще раз про устойчивость полного привода в поворотах.

Бытует мнение, что полный привод супер как устойчив на дуге поворота на скользком покрытии. Якобы, сложнее потерять контроль над машиной, цепляющейся четырьмя колёсами. Например, водителю кажется, что он может колбасить повороты по снегу, не напрягаясь, и его внедорожник при этом будет идти, как по рельсам, в то время как какой-нибудь переднеприводной автомобиль (не говоря уже о заднеприводном) при такой же скорости уже давно был бы в отбойнике или кювете. А еще эти слова можно услышать от продавцов автосалонов, и понятно почему: им же интересно продать более дорогой автомобиль, чтобы потом зарабатывать больше еще и на его обслуживании. Обидно другое – чаще всего продавцы сами верят в то, что говорят.

  Полноприводной автомобиль — иллюзия безопасности

В публикации «Активная безопасность автомобиля. Часть 3» мы подробно рассмотрели поведение машин с разными типами привода в повороте и пришли к выводу, что ощущения супермена за рулем полного привода – лишь ощущения. Откуда же они берутся? А возникают они, с одной стороны, из-за нашей российской действительности и преимущества вездехода над не вездеходом. С другой – из-за хорошей динамики разгона полного привода на скользкой дороге. На разгоне полный привод вселяет уверенность в водителя, а проходит повороты и тормозит-то он так же, как и остальные! Так что не обольщайтесь! В занос попадают все типы приводов. 

Полный привод занос
Полный привод

Занос задний привод
Задний привод

 

 

 

занос переднего привода
Передний привод

Конечно, если водитель будет неумело и без меры нажимать на педаль газа в скользком повороте, на полном приводе занос возникнет в меньшей степени или позднее, чем на заднем. Ведь на полном только 50% тяги мотора (а то и меньше) приходится на зад, а на заднем – все 100%. Однако, вспомним, что существует не меньше пяти причин заноса и только одна из них, а именно, передозировка газа, отличает машины с разными приводами. Остальные причины заноса универсальны.

На всякий случай вспомним полный список причин заноса: 

  1. передозировка газа (задний и полный приводы)
  2. превышение критической скорости в повороте
  3. сброс газа в повороте
  4. задержка руля в повернутом положении при резкой смене направления поворота(перестановка)
  5. торможение с блокировкой колес (юзом).

Одинаково приятно или неприятно, все автомобили отправляются в занос от п.п. 2-5 независимо от типа привода. Кстати, и так же в снос. Причины сноса :

  1. передозировка газа (передний и полный приводы)
  2. превышение критической скорости в повороте
  3. избыточный поворот руля в повороте
  4. торможение в повороте.

И только первая причина сноса отличает машины с разными типами привода, а остальные причины могут отправить в снос любую машину. Вы, конечно, можете возразить, что скольжение вследствие передозировки газа – все же преимущество. Ну, как бы так. Хотя уместно напомнить, что это преимущество актуально только на машинах без системы стабилизации.

Если скольжение началось, то справиться с ним на полном приводе может только водитель, прошедший контраварийную подготовку. И конечно же, водитель должен иметь навыки управления в экстремальных ситуациях на всех трех типах привода.

Выше только горы

Безусловно, размер и внушительный вид автомобиля имеют значение. Правда, уже не потому что он с полным приводом, тут уже срабатывает психология: «высоко сижу». Но, как говорится, чем выше взлетаешь, тем больнее падаешь, что в полной степени применимо к брутальным и мужественным джипам. Ведь устойчивость автомобиля против опрокидывания определяется именно его высотой его центра тяжести, а точнее – соотношением его колеи и высоты центра тяжести. Чем выше центр тяжести автомобиля при одной и той же колее, тем больше его склонность к опрокидыванию. Опять иллюзия…

Однако, полный привод дает только два преимущества – быстрый разгон на скользкой или рыхлой дороге и проходимость на рыхлой. Все!!! Все остальное – вымыслы и мифы

В следующей публикации мы систематизируем всю информацию об активной безопасности автомобиля в части различия типов приводов.

Если статья была для вас полезна, не забывайте делиться с друзьями. 

 

15 комментариев

  1. Красава! Взял и развеял стереотип. И чё теперь делать?! Я всегда считал, что передний привод лучше и безопаснее заднего, что полный привод ещё лучше и безопаснее. И теперь такое разочарование. Как жить-то дальше… Ну, а если серьёзно, с удовольствием прочитал статью от корки до корки, большое спасибо, очень познавательно.

  2. Очень интересная информация о переднеприводных и полноприводных авто. Раньше не знал об этих заморочках. Думал, что есть существенное преимущество у подобных моделей.
    Оказывается маркетинговый ход от автомобилестроителей.
    Хоть и на старости лет, но всё же получил детальную информацию о причинах заноса и сноса. И хотя в гонщиках уже числиться не буду, но эти знания и мне пригодятся.
    Спасибо автору!

  3. Никогда не задумывалась о том, какой привод безопаснее. Я на это с другой стороны смотрю — проходимость автомобиля. Была идея фикс — купить полноприводное авто, спала и видела) Но пока получила права, передумала)) А сейчас, вообще, машину не хочется)

  4. Елена Прекрасная Елена Прекрасная

    Я еще не вожу машину, только собираюсь, интересно было почитать, такая детальная информация, хотя гонщиком наверняка не буду, но такие детали думаю полезно знать.

    • Как раз я и пишу не для гонщиков)) За пилотов гоночных машин я то как раз спокоен))))

  5. Не совсем согласен. Раньше задний привод был основным из-за сложности сборки именно переднего привода. По поводу люксовых авто… Люксы не только заднеприводные — яркий пример Volvo S90 T5. Данный аппарат прекрасно себя чувствует и на переднем приводе. Хотя большинство — да, именно заднеприводные

    • Volvo S90 T5 это не люксовый автомобиль. Он относится к бизнес-классу)))

  6. На мой взгляд, преимущество полноприводного автомобиля перед «недоприводным» — только проходимость по пересеченной местности. Остальное понты 🙂
    Прогресс не стоит на месте.
    Пример:
    1.
    Лет 20 назад, классика или переднеприводный автомобиль. Неаккуратный обгон на трассе через снежную бровку с большой вероятностью заканчивался заносом и кюветом.
    Наши дни: система ESP притормаживает колеса, и автомобиль уверенно выезжает на ту же бровку, обгоняет и возвращается в свою полосу.
    2.
    Лет 20 назад: Зима, гололед. Автомобили шлифуют на светофоре в попытки тронутся.
    Наши дни: Противобуксовочная система дозирует усилие на ведущие колеса и автомобиль без пробуксовки уверенно трогается. Одинаково: что полный, что задний, что передний приводы.

    • ESP уравнивает все виды приводов, хотя и тут есть тонкости. На заднем приводе мне удобнее зимой без ESP, т.к. своим ощущениям и реакциям я доверяю больше, чем электронике. А при достаточно мощном движке как раз за счет пробуксовки проще удерживать автомобиль на разгоне

  7. Это да. 15 лет на машинах с ABS. а при резком торможении по привычке жмешь прерывисто на педаль 🙂

  8. Очень полезная и содержательная статья. Мифов в любой области достаточно. Я никогда не задумывалась, что полноприводные авто более или менее безопасны. Все относительно. А вот реклама и пиар играет ключевую роль в любой сфере. Разрекламировали безопасность полноприводного авто, большинство поверили.

  9. Всегда думал, что полный привод самое лучшее решение в автомобилестроении. Ан нет, не все так просто, как кажется. Вообще, мне кажется, что выбор того или иного привода зависит от предпочтения водителя. Хотя, благодаря различной электронике, которой напичкана сейчас в автомобили, можно уверено ездить на любом приводе. Вы пишете, что передний привод дешевле в производстве и обслуживании, из-за того, что деталей меньше. Но только стоимость этих деталей может быть ого-го в зависимости от марки авто.

    • Стоимость запасных частей автомобиля для покупателя весьма сильно отличается от себестоимости их производства. Есть разница в себестоимости между ШРУСОМ для переднего привода и мостом с редукторами, карданом и крестовинами для заднего привода. Даже по работе замена ШРУСа от силы 1 час, а вот кардан поменять, а тем более мост считай 3-5 часов.

  10. У дяди был полный привод. Он заядлый рыбак. И ему хорошая проходимость была в самый раз. А в городе полноприводные не нужны имхо. А безопасность зависит от водителя в первую очередь. От его опыта и стиля вождения.

  11. Мне зимой однозначно комфортнее и безопаснее на переднем приводе. Если резина хорошая чуть больше газа и машина едет куда ты крутишь руль. Что бы пустить в занос еще надо постараться. Чего не скажешь о заднем. С газом не угадал и тебя уже развернуло.

    Летом конечно же приятнее на заднем. Хотя если разобраться то нужно знать как рулить на том приводе на котором твоя машина, иначе все плохо закончится.

Добавить комментарий