Press "Enter" to skip to content

Активная безопасность автомобиля. Часть 2

Отличия в поведении машин с разными типами привода на прямой, в поворотах и на разных типах дорожного покрытия.

Доброго времени суток друзья! В прошлой статье (Часть 1) мы рассмотрели конструктивные отличия разных типов привода. Можно перейти к сравнению автомобилей с разными типами привода в различных ситуациях на дорогах.

ВРЕМЯ РАЗГОНА

Всем известны легендарные возможности разгона полного привода на скользких и рыхлых покрытиях и его неоспоримое преимущество в скорости разгона перед моноприводами. В силу того, что разница в приводах ощущается при скольжении автомобиля, поэтому полный привод разгоняется лучше других именно на скользком и рыхлом покрытиях.

Разгон полного привода
Полный привод

На таких покрытиях возникает пробуксовка шин, либо шины находятся на грани скольжения и не буксуют, благодаря системе стабилизации.
На асфальте полный привод чаще всего не дает выигрыша в разгоне при прочих равных условиях, а бывает, что и проигрывает моноприводу. Есть исключения для сверхмощных автомобилей. У них пробуксовка (либо грань пробуксовки) шин возникает даже на асфальте, и полный привод оказывается впереди всех.
 
И так, попробуем проранжировать динамики машин с разными приводами на разных покрытиях.

РАЗГОН НА АСФАЛЬТЕ

Задний привод
Так как при старте вес автомобиля перераспределяется на задние колеса, увеличивая их сцепление с дорогой, ведущие колеса меньше буксуют, что делает разгон эффективным.

Задний привод Разгон на асфальте
Задний привод. Разгон

Передний привод
При старте вес также перераспределяется на заднюю ось, ведущие колеса разгружаются и проявляют чрезмерную склонность к пробуксовке, что ухудшает эффективность разгона.

Передний привод разгон на асфальте
Передний привод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полный привод
Перераспределение веса не влияет на разгон, поскольку все четыре колеса ведущие. Но при недостаточно большой тяге мотора (примерно до 500 л.с.) пробуксовки не возникает, и полноприводный автомобиль не имеет преимуществ перед задним приводом. Часто проигрывает заднему приводу из-за большей массы.

РАЗГОН НА СКОЛЬЗКОЙ ДОРОГЕ

Задний и передний приводы
На скользкой дороге, и особенно на льду, перераспределение веса достаточно мало, поэтому развесовка остается близкой к развесовке автомобиля в покое. В этом случае у заднеприводного автомобиля на ведущие (задние) колеса давит 50% его веса, а у переднеприводного – на передние – продолжают давить 60% веса. Поэтому на скользкой дороге переднеприводный автомобиль разгоняется быстрее заднеприводного.
Отметим, что на скользкой и рыхлой дороге передний привод также имеет лучшую курсовую устойчивость и проходимость, чем задний. Именно в этих условиях движения наиболее справедлив известный принцип «тянуть легче, чем толкать».
Полный привод
Перераспределение веса не мешает разгону, т.к. все четыре колеса ведущие, в т.ч. задние, которые нагружаются и имеют увеличенное сцепление с дорогой. Кроме того, на полном приводе тяга двигателя распределяется между колесами оптимально – по 25% тяги (хотя, бывают и другие соотношения) на каждое из четырех колес. Это значит, что вероятность пробуксовки колес на полном приводе меньше, чем на моноприводных.
Одно из главных преимуществ полного привода при разгоне на скользкой дороге объясняется тем, что на ведущие колеса давит вся масса автомобиля. То есть у полного привода вся масса автомобиля участвует в обеспечении сцепления ведущих шин с дорогой. Поэтому разгон на полноприводном автомобиле наиболее динамичен, особенно на скользкой и рыхлой дороге.
Однако на асфальте, где пробуксовка загруженных задних ведущих колес маловероятна, задний привод обычно ничуть не уступает полному при разгоне, а использование полного привода не имеет смысла.

И так, ранжируем по динамике (скорости разгона).

1. На асфальте первое место занимают задний и полный, последнее — передний привод.
2. На скользкой дороге – полный привод, передний, задний.

КУРСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРИ РАЗГОНЕ

Есть еще понятие курсовой устойчивости – способность машины сохранять заданное направление движения. Это определяется наличием момента на задней оси авто. Чем больше момента сзади, тем больше гуляет корма машины по дороге.
1. Первый кандидат на вылет со скользкой дороги – конечно же, задний привод!
2. Второй – полный, поскольку момент на задних колесах меньше, чем у заднего, но есть.
3. Устойчивее всех разгоняется передний привод, ведь сзади тяги нет совсем, и зад машины покорно едет за ее передком.
Да, полный привод ускоряется быстрее, но зад все же подергивается по сторонам. Передний привод медленнее, но стабильнее.
Вывод: для безопасного вождения самый простой вариант для начинающего водителя на зиму – переднеприводная машина.

ПРОХОДИМОСТЬ

Тут все просто: тянуть легче, чем толкать, а четыре ведущих колеса всегда лучше двух. Отсюда чемпион по проходимости – полноприводный автомобиль, на втором месте переднеприводный и на последнем – задний привод.

Проходимость полного привода
Проходимость

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 ТОРМОЖЕНИЕ

Тип привода практически не влияет на тормозные свойства автомобиля. Эффективность торможения определяется, в первую очередь, сцеплением шин с дорогой, на что влияет лишь качество шин (про выбор шин мы уже обсуждали тут) и состояние дорожного покрытия. В торможении автомобиля с любым приводом задействованы все 4 колеса, поэтому от типа привода тормозные свойства не зависят.
Торможение двигателем также не меняет своей эффективности при переходе от одного типа привода к другому. Ведь, повторюсь, разница возникает при проскальзывании шин, что крайне маловероятно при торможении двигателем. Теоретически, мы можем допустить скольжение при торможении двигателем по очень скользкой дороге. Чаще всего это происходит от неправильного выбора и переключения передачи и работы сцеплением. Тогда, пожалуй, полный привод окажется более устойчивым, чем моноприводы.

Прохождение поворота

 ВХОД В ПОВОРОТ

Вход в поворот начинается с началом поворота передних колес на дугу, что связано с риском их скольжения (сносом). Вход в поворот тем быстрее и безопаснее, чем ниже вероятность сноса. Рассмотрим варианты.
Задний привод
На передних колесах отсутствует тяга двигателя, поэтому риск сноса из-за переизбытка тяги отсутствует, и снос может возникнуть лишь из-за превышения скорости входа в достаточно крутой поворот.

Вход в поворот задний привод
Вход в поворот

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полный привод
Часть тяги двигателя приходится на передние колеса, поэтому снос может возникнуть как из-за превышения скорости входа в поворот, так и вследствие передозировки газа. То есть вероятность сноса выше, чем на заднем приводе.

Передний привод
Тяга полностью передается на передние колеса, что делает их наиболее чувствительными к передозировке газа и таким образом, вероятность сноса становится наибольшей по сравнению с другими типами привода.
Таким образом, на входе в поворот наиболее быстр и безопасен задний привод, менее безопасен – полный, и наиболее опасен передний привод. Этот вывод актуален как для асфальта, так и для скользкой дороги.

ДУГА ПОВОРОТА

На дуге поворота есть возможность движения с постоянным (нулевым) газом, что делает равновероятным скольжение ведущих колес на всех типах привода.

ВЫХОД ИЗ ПОВОРОТА

Выход из поворота часто связан с разгоном автомобиля при повернутых передних колесах. Поэтому, преимущество, опять же, будет у того привода, у которого меньше вероятность скольжения передних колес и больше загружены ведущие задние колеса. Тут картина аналогична разгону, который мы уже обсуждали.
Итог:
1. На асфальте при выходе из поворота: на первом месте задний привод. На втором месте – полный, на третьем – передний.

Выход из поворота задний привод
Выход из поворота

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. На скользкой дороге: полный, передний, задний.

Как видим, некоторые тесты немного идут вразрез с общепринятым мнением о возможностях заднего, переднего и полного приводов. Но не будем забегать вперед.

В следующей публикации мы подробнее рассмотрим  ситуации со сносом и заносом автомобиля, движение с пробуксовкой (дрифт).

Не забываем делиться с друзьями информацией, если она вам была полезна.

One Comment

Добавить комментарий